Российские офисы снова переходят на удаленную работу; забота о сотрудниках и осознанное отношение к коллегам и трудовым процессам – больше не модный тренд или пустые слова, а реальность. Рассказываем, как наше озеленение меняет психологию рабочих пространств и помогает компаниям поддерживать сотрудников в пандемию.
Поддержать и удержать: какие трансформации уже происходят с российскими офисами?
Пандемия изменила и будет продолжать менять рабочие пространства людей и подход компаний к организации мест для сотрудников. Люди не хотят возвращаться в офисы, потому что оценили преимущества работы дома: там проще организовать отдых, перезагрузиться или даже поспать, там уютнее и есть ощущение личного пространства. Руководители многих компаний переживают, что эффективность удаленной работы может оказаться низкой, и стараются вернуть сотрудников в офисы: кто-то полностью, а кто-то частично, кто-то начинает применять методы жесткого контролирования, а кто-то – наоборот, придумывает новые системы мотивации и поощрения. Правы в такой ситуации оказываются те, кто решает проявлять заботу о персонале: поддержка оказывается во многом эффективнее, чем поиск новых специалистов в условиях текущего рынка труда. Об этом говорили на недавно прошедшем в Нижнем Новгороде Международном HR-Саммите. Способов поддержки работников много. Один из самых очевидных: сделать рабочее место таким, что в него хочется возвращаться, а также создать комфортные условия и для тех, кто по разным причинам работает из дома. И если работодатели готовы к таким изменениям, то с чего нужно начинать?
Гибкие офисы и гибридные пространства: основные принципы
Начинать нужно с цели. Задайте вопрос: зачем вам и вашим коллегам нужен офис. Чем он является для вас: десятком разрозненных кабинетов или местом силы? На конец 2021 года в Москве в этом году намечен ввод в эксплуатацию почти 50 тысяч квадратных метров "гибких" офисных пространств. Классический офис — это кабинеты, переговорки и/или open-space с большим количеством рабочих мест. В “гибком” офисе думают не о том, как эффективно распределить сотрудников на квадратных метрах пространства, а как создать зоны и условия для разных видов рабочей деятельности.
Ключевые вещи, которые нужно учитывать при ренновации офиса:
- необходимы удобные зоны для формальных и неформальных переговоров.
- создавать нефиксированные или фиксированные временно зоны коллабораций для рабочих групп. Такие зоны “бронируются” под проект.
- зоны для внешней коммуникации (созвоны и видеоконференции, в том числе, с сотрудниками, работающими удаленно)
- система бронирования рабочих мест, чтобы людям было удобно распределять свое время и понимать, что в офисе для них всегда найдется персональное рабочее место
- организация хранения личных вещей, чтобы такое временное рабочее место было комфортным и осознавалось как личное
У людей должно быть ощущение уюта “как дома”. Зоны отдыха, коммуникации и сосредоточенной работы будут функционировать эффективнее, если компания применяет принципы биофилии: использует естественное освещение, озеленение живыми растениями и другие виды контакта с природой (например, офисный водопад).
Важнейшую роль в создании здоровых условий труда играет живое озеленение: оно снижает стресс, утомляемость, уровень шума. Если подойди к озеленению осознанно, то из элемента дизайна интерьера оно может стать мощным инструментом инвестиций в персонал, которые в конечном итоге помогают развитию компании.Наличие продуманных зелёных зон в офисе может и должно включаться в соцпакет, помогающий привлекать ценных сотрудников и поддерживать NPS команды.
Офисные парки, удаленное озеленение: как это работает на практике
Домашнюю спокойную обстановку сложно сменить на шумный open space: для многих такая перемена дискомфортна. Для кого-то альтернативой может стать классическая кабинетная система, которую тоже сложно назвать уютной и настраивающей на рабочий лад. Проблему пространства не решат и стеклянные перегородки: помимо того, что они создают такое ощущение, будто сотрудники находятся в аквариуме, такие решения плохо защищают от шума и усложняют вентиляцию. Какими могут быть альтернативы?
Один из интересных примеров переформатирования подобного пространства – офис банка ОТП. Мы реализовали этот проект в последние недели перед тем, как сотрудники отправились на карантин — поэтому их будет легче мотивировать вернуться. Проблему эффективного и здорового зонирования там решили перегородками из живых растений: они отделяют зоны коллабораций и рабочие места для разных отделов. Применение такого решения в openspace-пространстве гораздо бюджетнее полномасштабного ремонта, поэтому позволяет провести реорганизацию быстро и комфортно. Новое устройство пространства позволяет экономить до 86 минут в день рабочего времени одного человека, а это около 100 тысяч рабочих часов в год на весь офис.
Для “Альфа-Банк” мы создали специальный “пост-коронакризисный” офис с коворкингом вместо опенспейса, Zoom-переговорками, амфитеатром для мероприятий, мягкими релакс-зонами, кофе-поинтами, фудкортом фитнес-залом и даже кабинетом психолога, потому что руководства банка заинтересовано в продуктивности своих сотрудников и понимает, что их психологический комфорт на прямую влияет на качество работы. Фудкорт в этом офисе — это настоящий живой сад, утопленный в зелени, в центре которого стоит трехметровое дерево, прямо из барных стоек прорастают клумбы со спатифиллумами и клузиями, а стены и сетчатые перегородки опутаны живыми растениями.
В офисе компании Joom подошли к обустройству нового формата радикальнее всего: там мы разбили самый настоящий парк по принципам ландшафтного дизайна внутри помещения, превратив длинный узкий коридор в пространство отдыха и общения. Растения имитируют лес средней полосы и превращают офис в комфортное место: в парке можно поесть, пообщаться с коллегами, отдохнуть или даже заняться спортом. А для тех сотрудников компаний, которые вряд ли выйдут в офис в ближайшее время, можно разработать и удаленное озеленение: подобрать нужные растения, которые помогут создать спокойную и рабочую атмосферу в том месте, которое еще совсем недавно не ассоциировалось с офисом.