Блог — статьи о фитодизайне и профессиональном озеленении | Фикус

А цветочки помогут?

«Выживут только коворкинги». «Этих в офис больше не заманишь». «Мы вообще думаем отказаться от аренды». «Пандемия кончится и все вернуться в кабинеты, как и раньше». «Опенспейсы мерты»: новая волна СoVid-19 вызвала новую волну разговоров, какими должны быть рабочие места в наступившем будущем, для кого их нужно сохранять и имеет ли вообще смысл такое сохранение. Пытаемся разобраться, что происходит с современными офисными пространствами в России.

Если все вернутся в офисы, то зачем их менять?



Начнем с исследований. Одно из последних, проведенное техническим университетом Делфта, предполагает, что даже не смотря на пандемию, компании не смогут обеспечить стабильную 100% удаленную работу. Предпосылки для сохранения роли офиса в бизнесе сохраняются, спрос на аренду помещений не падает, а в случае с «гибкими пространствами» даже растет. Вопрос возвращения в привычное пространство с удаленки — это вопрос времени и решения конкретного руководителя. Cкорее всего, будущее после covid будет определяться компаниями, которые ищут правильный баланс удаленной работы для продвижения своих организационных приоритетов. Но зачем менять офисные пространства для тех сотрудников, которые в них вернутся, и вкладывать деньги в то, что не приносит явного дохода — в стены, освещение, новую мебель или цветы? Для этого есть несколько причин.

Во-первых, изменились люди. У молодых специалистов высокий запрос на комфорт и грамотный баланс между работой и жизнью. Речь идет о так называемых зуммерах или поколении Z, которое по данным Adobe к 2025 году будет составлять 27% процентов рабочей силы, и, хотим мы этого или нет, но уже становится доминирующей группой потребителей и движущей силой культуры. Невзгоды, с которыми сталкивались зуммеры (спад экономики, финансовые трудности родителей) создали прагматичное и независимое поколение, которое готово построить лучшее будущее не только для себя, но и для работников старшего возраста, а также для тех, кто придет после них. Если компании хотят оставаться востребованными и конкурентоспособными, им придется искать подход к этому поколению и уделять особое внимание психическому здоровью сотрудников, наставничеству, комфорту, а также быть гибкими.


Во-вторых, мы начинаем мыслить офис не как набор кабинетов, а как единое пространство, в котором рождаются новые идеи и продукты.

В-третьих, да, конкретные столы и кресла, а также горшок фикуса не зарабатывают деньги, но их зарабатывает сотрудник, который сидит за этим столом на этом кресле и иногда поливает фикус. Физическое и ментальное благополучие сотрудников, эмоции, которые они испытывают на рабочем месте, напрямую связаны с прибылью компании. На продуктивность, производительность, организацию труда и, соответственно, доходы бизнеса, негативно влияют страхи людей. И преодоление пандемии — это не только вакцинация сотрудников, дезинфекция рабочих мест и решение отправить всех «на удаленку». Это еще и борьба со страхами, забота о работниках, построение корпоративной культуры на принципах уважения и доверия, создание связей с общим делом разными способами, в том числе и через эмоциональную привязку к рабочему месту.

Смысл вкладываться в улучшение рабочих мест и офисного пространства есть только в том случае, если компания собирается работать долгие годы, оставаясь при этом актуальной и развивающейся.

При чем здесь цветочки? Как озеленение помогает менять офисные пространства



Изменение офисных пространств активно происходит при применении методов осознанного озеленения. Мы уже говорили, как растения влияют на счастье сотрудников, как улучшают качество жизни в пространствах, и даже делились успешными кейсами. Но не перестаем повторять, что для грамотного и качественного результата необходимо понимание того, ради чего вам, собственно, нужны километры живых лиан, десятки деревьев и квадратные стены мшистых стен. В растениях скрыт огромный потенциал, который позволяют проявить и современные технологии вроде искусственного интеллекта (например, он способен просчитать степень влияния озеленения на счастье людей) и знания из области социологии, психологии, архитектуры, антропологии и урбанистики. Растения могут дать вашим сотрудникам чувство дома и безопасности, могут понизить утомляемость людей и поглотить лишний шум, могут заставить всех вокруг двигаться больше и с удовольствием. А могут просто засохнуть и не принести никакой пользы — но, надеемся, это не наш с вами случай.

П — значит подвижность: как помочь сотрудникам двигаться больше?



За время самоизоляции мы все поняли, что нуждаемся не только в безопасных и комфортных местах для работы, сотрудничества и отдыха, но и в совсем простых вещах, о которых раньше практически не задумывались: простой физической активности (многие помнят, как в «первую волну» нашагивали 10 000 шагов по собственным квартирам?), возможности совершить (пусть и короткую) прогулку, проведения времени на природе. Что скрывать, карантин показал, что люди хотят использовать природный ресурс мест, в которых живут и работают.

Проблему физической нагрузки сотрудников не обязательно решать корпоративными абонементами в спортивный зал или перерывами на активности в течение рабочего дня: достаточно создать условия, при которых сотрудник будет более подвижным. Для этого нужно продумать трафик: понять, какие зоны в офисе являются самыми активными, какие — мало популярными, какие не используются совсем. Исходя из этого уже можно думать, как адаптировать непопулярные места и сделать так, чтобы сотрудникам было интересно вставать из-за своего стола и ходить по офису пешком. Повысить физическую активность можно за счет правильного расположения переговорных комнат, лестниц и лифтов.


Вот один из примеров: в офисах компании Dixie есть и лифт, и лестница. Сотрудники предпочитали лифт. Естественно, что в период пандемии лифтом стали пользоваться гораздо меньше. На этом можно было бы и остановиться, но руководители компании пошли дальше — лестницы и главный офисный холл они превратили в тропический сад. Главные растения здесь — лианы. Они словно оплетают пространство, но при этом не мешают естественному освещению. Другой пример — штаб-квартира компании Joom, которая представляет собой огромный офисный парк. Большинство сотрудников передвигаются по нему на скейтах и самокатах, часть — ходит пешком. Только одно уточнение: все эти маршруты проходят в тени деревьев. Люди в офисе получают и необходимую физическую нагрузку, и не теряют контакта с природой.

Вот просто еще одна фотография от Joom — сотрудники компании гуляют по офисному саду, пьют кофе и едят мороженое. Нам кажется, что это прекрасная альтернатива столовой (если последняя надоела и хочется сменить обстановку). Кстати, узнать как и зачем Joom превратил свою штаб-квартиру в офисный парк, вы можете здесь.

Что касается непопулярных пространств, которые толком не используются и от которых нельзя отказаться: самым простым способом их «включения» может оказаться перепрофилирование в игровую зону со столом для пинг-понга. В таких случаях тоже не стоит забывать об озеленении, как минимум для улучшения качества воздуха.

А если люди много двигаются, потому что не могут найти себе места?


Вот это довольно интересный факт. Медицинское издание Occupational & Environmental Medicine опубликовало исследование, которое предполагает, что высокая физическая активность сотрудников офисов открытого типа объясняется поисками возможности уединиться для звонка по телефону, разговора с коллегой или просто для того, чтобы побыть наедине с собой и своими мыслями. Давайте попробуем разобраться. С одной стороны, пандемия показала нам всю важность настоящего человеческого общения, не опосредованного зумом или телефонными звонками. С другой — многие из тех, кто работали удаленно, жаловались на невозможность уединения в собственной квартире. С третьей — те, у кого был опыт комфортной работы из дома, отмечают, что не могут сосредоточиться в офисе как раз из-за большого количества людей.


Физическая активность — это прекрасно, но только когда она не сопряжена со стрессом. Не существует универсальной модели идеального офиса, но очевидно, что современное пространство может сочетать в себе зоны для экстравертов и интровертов. Вот такие гнёзда в офисе JOOM, спрятанные в разных уголках парка, кажутся идеальными местами для уединения. А в ОТП-Банк пространство зонируют не пластиковые перегородки, а живые зеленые изгороди.

Вы дочитали до конца? Поздравляем! А что думаете вы – вернулись бы в офис и если, до какую бы роль в вашем возвращении сыграло озеленение и комфортные условия?